Тихий и зелёный. Каким должен быть спальный микрорайон «Депо-2»?


«Депо-2» — один из самых молодых микрорайонов Хабаровска. Панельные дома, продуктовые магазины, детские сады, школы — как кажется, здесь есть всё для тихой и спокойной жизни в отдалённости от центра.

«Утёс» поговорил с жителями «Депо-2», узнал его историю, изучил улицы и кварталы, чтобы разобраться, чего не хватает для самодостаточности спального микрорайона.

Материал создан при поддержке партнёра — АНО «Муниципальное агентство стратегического планирования».
Оглавление
Инфраструктура
Территория
Микрорайон «Депо-2» находится в Краснофлотском районе Хабаровска. Его огибают улицы Тихоокеанская, Победы, Трёхгорная и Восточное шоссе.

Тихоокеанскую улицу, которая огибает микрорайон «Депо-2», ремонтируют и планируют расширить, а её реконструкция должна закончиться в 2023 году. А Быстринскую, которая тоже пересекает микрорайон, в этом году уже отремонтировали: уложили новый асфальт, добавили знаки, заменили остановки «МЖСК» и «Завод Сплав». До этого на качество дорог несколько раз жаловались.
— Из плюсов микрорайона можно отметить, что в отличии от многих своих собратьев по всей стране, состояние жилищного фонда здесь хорошее, а сами панельные дома не выглядят так как в мемах про Россию для грустных, — комментирует урбанист Георгий Барщик.
Мы составили интерактивную карту по ключевым локациям микрорайона:
История
— Строительство микрорайона «Депо-2» было масштабным и отлично спроектированным решением по созданию цельного спального района, — рассказывает Алексей Михайлов, который жил в микрорайоне со дня застройки. — В основном строительство шло примерно с 1984 по 1998 года. Расположенное рядом трамвайное депо № 2 и дало название району, любя его называют «Депошка».
Трамвайное депо №2 (2000)
pastvu.com
Трамвайное депо №2 в 2017 году полностью закрыли из-за финансовых проблем. Сами помещения депо пустуют и стали заброшками. Но трамвайное сообщение с другими частями города ещё работает, сюда ходит трамвай маршрута №5.

Также Алексей Михайлов вспоминает, что в микрорайоне должен был появиться ещё один детский сад на Тихоокеанской, 200. Это подтверждает внешний облик и строение здание — оно очень похоже на соседний детский сад. Но его строительство заморозили в 90-х, а на стройке собиралась молодёжь. Позже здание выкупили и переоборудовали под жилой дом.

По словам Алексея, похожая ситуация была с культурно-спортивным комплексом «Самбо-90»: строительство некоторых блоков заморозили, а один из них достроили намного позже, и он стал коммерческим (сейчас там офисные здания и магазин «Пеликан»). Таким образом, «Депо-2» — относительно молодой микрорайон Хабаровска, некоторые его проекты были заложены ещё в СССР, но в 90-х они были заморожены. В десятые годы появились новые жилые многоэтажки на улице Быстринской, где раньше была лесополоса. В дворах новых домов оборудовали детские и спортивные площадки, а неподалёку стоит контейнер для сбора пластиковых бутылок. За Быстринской сейчас находится частный сектор.
— Необычно сделали красивый коттеджный городок, хотя там раньше был красивый лес, — вспоминает Диана Левина.
— То, что лес снесли, люди восприняли сначала негативно, — вспоминает Екатерина Мен. — Раньше в той лесополосе много гуляли местные. Помню, что всю эту территорию очень быстро застроили.
Товары и услуги
Многие опрошенные жители называют район «тихим», «спокойным», «семейным», «спальным» и «уютным». Рядом друг с другом стоят две гимназии — №7 и №8, а также детские сады —№137 и сад комбинированного вида №192. Здесь много продуктовых магазинов (по меньшей мере 16), четыре аптеки и много парикмахерских (мы насчитали 12). Также неподалёку есть Свято-Владимирский храм.
— Хороший семейный район, — описывает Светлана Колдина. — Школы, сады — все в шаговой доступности. Продуктовых магазинов, товаров для дома предостаточно, выбирай какой хочешь. Детских площадок на любой выбор. Ещё мне нравится, что в принципе много зелени по району.
— Мне нравится, что «Депо 2» обзавёлся множеством магазинов, которые находятся в шаговой доступности, нет необходимости тратить время и куда-то ехать, когда под боком «Леруа Мерлен», «Самбери», «Экономыч», DNS и другие магазины, — рассказывает Олег Марычев. — Помимо доступности продовольственных и непродовольственных товаров, есть множество секций, как для детей, так и для взрослых. В летнее время во дворах ежегодно проводятся мини-фестивали для детей с конкурсами, сладкой ватой и детской музыкой, это очень круто, и проводится около пяти лет подряд. Больше ничего особо яркого не припоминаю.
Озеленение
В микрорайоне достаточного много зелени, что также отмечают жители. Леса вокруг района примыкают к Амуру, а недалеко от остановки «Памятник морякам-амурцам» можно увидеть Амурский мост.
— Лесов вокруг много, многие люди там гуляют, школьники ходят на турслёт, — говорит Диана Левина. — Если бы это всё облагородить, проложить тропинки, поставить лавочки и люди будут чаще там отдыхать.
— Не хватает каких-то парков, скверов, — делится Валерия Кандабаева. —Рядом есть лесопарк, но он не обустроен, не уверена, что его как-то обрабатывают от клещей.
Общепит
С общепитом дела обстоят похуже: здесь есть китайское и узбекское кафе, ларьки, где можно купить чебуреки, шаурмы и выпечку, небольшой фудкорт, а кофеен нет вовсе. Несколько опрошенных жителей района отметили, что именно кофеен не достаёт не только в микрорайоне «Депо-2», но и во всем Краснофлотском районе. В сквере у памятника морякам-амурцам мы встретили мужчину, которой спросил у нас: «Где тут можно выпить вкусный кофе?» Ни мы, ни жители района, не смогли помочь мужчине. Из магазинов одежды в микрорайоне есть небольшой бутик мужской одежды, два детских и спортивный магазин. Ближайшая больница — №10 находится в соседнем микрорайоне. До неё можно быстро доехать от остановки «Памятник морякам-амурцам», а вот с остановки «МЖСК» не добраться, придётся идти пешком или ехать полтора километра.
— Сейчас постепенно всё появляется, но приличных атмосферных кафе, конечно, не хватает, — замечает Ирина Миронова. — Чтобы почувствовать себя более цивильным человеком, всегда приходилось ездить в центр. Причём мы говорили поехать в город, а не центр. Потом такое выражение стало раздражать. Близость продуктовых магазинов рядом с домом радует. В центре с этим гораздо сложнее: в магазин обычно только на машине.
— Общепита в районе очень не хватает, — рассказывает Анастасия Тинина. — Ближайшая кофейня на остановке ДВГУПС, это почти 40 минут на автобусе. Есть ещё один вариант — небольшой буфет в «Леруа Мерлен». Если вы с другом оба живёте в этом микрорайоне, вам все равно придётся ехать в центр, чтобы посидеть за чашкой кофе. Дома я частенько заказываю доставку, но это тоже не выход: некоторые заведения не доставляют до нас, в других за доставку до нас нужно дорого заплатить.
Досуг
Молодёжные площадки
В 2012 году в здании бывшего завода «Сплав» (позже — «Дальэлектрон») открыли молодёжный центр «Платформа». В его стенах организовывали события для граффити-художников, танцоров, скейтеров, спортсменов и музыкантов. В 2015 году центр закрылся из-за проблем с финансированием, а город остался без единственной круглогодичной площадки для любителей разных уличных видов спорта. В 2021 году площадку хотели возродить местные энтузиасты — тогда бывшие помещения платформы стояли пустые, но сейчас на месте «Платформы» работают магазины. О потребности в спортивных площадках жители района писали и на площадке «Голос 27». В микрорайоне есть по меньшей мере четыре частных фитнес-клуба и спортивная школа «Самбо-90».
— Мы раньше часто тусовались на «Платформе», там было много бесплатных площадок, — вспоминает Диана Левина. — Мы собирались там буквально каждый вечер, особенно зимой, когда все сидели по подъездам, а на улицу — минус тридцать. Я благодарна «Платформе» за то, что нашла себе друзей и начала заниматься баскетболом и волейболом. Мероприятий, кроме организованных в «Платформе», не могу никаких вспомнить.
— «Платформа» давно закрылась из-за малого финансирования, — рассказывает Дмитрий Голубев. — Ну как так? У нас в крае должно быть все для молодёжи. Если не хотите видеть разбитые бутылки и скрученные диски на своих машинах, то займите молодёжь – постройте такой центр притяжения. Сейчас с друзьями до сих пор вспоминаем те времена, что не ценили это место.
Молодёжный центр «Платформа» (2013) https://ru.foursquare.co
На отсутствие современных площадок для молодёжи указывают и жалобы местных жителей на подростков, которых видят на детских площадках и местных стройках. Опрошенные жители замечают, что в микрорайоне не хватает развлекательно инфраструктуры — кино, кофеен, молодёжных центров.
— Когда приезжаешь в Северный район, ощущение, что вернулся на 20 лет назад, — делится Диана Левина. — Отсутствует современная инфраструктура. Нет мест, где могли бы собраться подростки. Им нечем здесь нечем заняться, и они начинают заниматься фигнёй.
— Как таковых мест для тусовок с друзьями здесь вряд ли можно найти, да и поблизости тоже, — говорит Алексей Кухаренко. — Лично мне не хватает кофеен или каких-либо кафешек в районе. Потому что по факту здесь кроме кафе Chin Chin ничего нет.
— Чаще всего мы тусовались на баскетбольной площадке на Тихоокеанской, 200, — рассказывает Максим Стуйте. — Больше негде было. На районе нет баров, арт-хаусов, так что в юности мы собирались на улице, в квартирах, за школами.
— Из микрорайона приходится уезжать, если хочешь погулять с ребёнком или друзьями, сменить обстановку, — говорит Юлия Шишватова. — Потому что у нас ничего развлекательного нет, ни кафе, ни парка, ближайший парк напротив ТОГУ, работа в центре города. Уезжать не надо в плане ежедневных дел, что-то купить, просто прогуляться.
Детский бассейн (1990 год)
pastvu.com
Небольшая аллея есть напротив двух гимназий, здесь можно заметить родителей с детьми.
Как вспоминают местные жители, в 90-х годах здесь были уличные бассейны. Сейчас это место облюбовали голуби, а на скамейках отдыхают родители с детьми.

— В спальных районах меньше всего каких-то исторических зданий, в них акцент делается на проживание человека, — говорит урбанист Александр Колбин. — В них меньше баров и каких-то шумных локаций. Хотя вовсе не обязательно, чтобы такие увеселительные заведения были только в центре, они должны быть недалеко от микрорайонов. А если создать в микрорайоне некий культурный центр для разных мероприятий, мастер-классов с коворкингом, это в конечном итоге снизит нагрузку на дорожную инфраструктуру и сэкономит людям деньги.

Общественные пространства
В микрорайоне есть другая площадка, которая потенциально может стать новым важным центром притяжения — Сквер «Самбо-90». Он долго стоял без ремонта, на его состояние жаловались местные жители, здесь стояли сломанные лавочки, неухоженные и заросшие тропинки, разрушенные клумбы, не хватало урн. В этом году его начали благоустраивать в рамках нацпроекта «Формирование комфортной городской среды здесь обещают прогулочную, детскую, досуговую и спортивную зоны. Проект должны сдать 1 октября, и уже привели в порядок крыльцо спортивной школы.
— При строительстве района это было уникальная зона для прогулок и отдыха с обустройством альпийских горок и огромным количеством лавочек, около двух бассейнов для детей и фонтан (в дальнейшем из них сделали клумбы), — вспоминает Алексей Михайлов.
— В микрорайоне мало современных площадок (не баскетбольных) для разных видов спорта, зато пивнушки на каждом шагу, — замечает Дмитрий Голубев.
В 2023 году в рамках того же нацпроекта планируют благоустроить парк имени 50-летия СССР. Сейчас там только деревья и тропинки, «из всей инфраструктуры там лишь плакат с названием парка», — пишут местные жители. В парке хотят проложить дорожки, установить освещение, скамейки, урны и беседки. Сам парк имени 50-летия СССР заложили ещё в 1972 году — в его создании приняли участие тысячи хабаровчан.

У остановки «Памятник морякам-амурцам» стоит памятник-бронекатер, установленный в честь моряков, участвовавших в Великой Отечественной войне, его официально открыли в 1975 году. В 2019 году территорию у памятника благоустроили по нацпроекту, выложили пешеходные тропинки, заменили брусчатку и поставили скамейки. Сейчас на этот бронекатер часто залезают дети. Рядом находится памятник «50 Лет революции» и вокруг есть него небольшой сквер, где можно посидеть на лавочках.

Саму остановку «Памятник морякам-амурцам» в 2019 году переоборудовали и сделали «умной»: на ней должны были работать обогреватели, разъёмы для зарядки телефона, Wi-Fi. Но позже неизвестные разбили антивандальные стёкла, а техника на остановке так и не заработала. Сейчас остановка в заклеенных объявлениях.

У остановок «Депо-2» и «Памятник морякам-амурцам» есть общая проблема — люди выходят из автобусов прямо на трамвайные пути.
За частным сектором в микрорайоне стоит Мемориальный парк мира. Памятник погибшим японским военнопленным установило правительство Японии 31 июля 1995 года, а вокруг памятника разбили сквер. Ежегодно в день окончания Второй мировой войны представители общественности японской и российской сторон проводят здесь траурные церемонии.

Раньше у парка было малолюдно, теперь здесь появляются новые частные и многоквартирные дома. Сейчас тут часто гуляют родители с детьми, хотя жителям микрорайона пройти к парку можно либо через частный сектор, либо вдоль улицы Победы (что займёт немало времени).

Состояние парка за 27 лет сильно изменилось: кирпичные кладки начали крошиться, бордюры и скамейки разрушаются, надписи на постаментах не всегда считываются. При этом здесь высажены ели и цветы в клумбах, выгул собак запрещён администрацией города.

— Японский памятник — приятное место, если бы его только ещё облагораживали, — рассуждает Диана Левина. — Почему бы не поддерживать там жизнь? На постаментах невозможно прочитать практически ничего, хотя информация там достаточно важная.
Локальная культура
В некоторых локациях микрорайона можно найти граффити. Например, в переулке у магазина «Пеликан» или подземном переходе за остановкой «Депо-2».
— В целом район обычный, спальный, располагает к творчеству, есть стены, есть места для рисунков, — говорит граффити-художник Фёдор Ролапов, автор нескольких работ в микрорайоне. — В прошлом были интересные рисунки, объекты, возможно, и сейчас они тоже есть, но я этого просто не замечаю. Также обстоят дела с граффити-тусовками, командами и так далее.
— Нравятся граффити в подземке, — рассказывает Дмитрий Голубев. — Частенько заглядываю туда по пути домой. Смотрю новые рисунки, если есть. Там недавно убрали мусор, респект.
— Проблема российских спальных районов, не только Хабаровского «Депо-2» в отсутствии какой-либо инфраструктуры, нормального общественного транспорта и какого-либо досуга, — комментирует урбанист Георгий Барщик. — Свои кровно заработанные деньги в данном районе вы сможете потратить либо в ларьке с шаурмой, либо в магазине на первом этаже вашего дома. Чтобы сходить в кофейню, вам придется ехать в центр в течении 40 минут летом и часа зимой, либо на личном транспорте.

— В современных городах микрорайоны устроены не так, — продолжает Георгий. — Например мэр Парижа Анн Идальго реализует в своем городе программу «15 минутный город». Это концепция в урбанистике, которая ставит на первое место пешеходную доступность. По ней город должен быть поделен на множество районов, в которых можно найти всё, что нужно для жизни, в 15 минутах — причем ходьбы пешком, а не на машине. В 15-минутной доступности должны быть места работы или учебы, кафе и магазин, парк и спортивная площадка, места для культурных развлечений.

В ходе нашего обхода по району мы заметили:
Подтопленный вход в туннель за остановкой «Депо-2»
Сломанный люк на Тихоокеанская, 178Б
Неработающий светофор на остановке «Памятник морякам-амурцам»
Проблемы
Отдаленность
Чаще всего люди из недостатков микрорайона жители отмечают отдаленность от центра. Но здесь есть разные точки зрения.
— Отдалённость от центра, отсутствие каких-то кофеен либо кафешек, — из-за этого я и переехала в центр, — делится хабаровчанка Валерия Кандабаева.
— Отдалённость от центра — это и плюс и минус, — оценивает Александр Крюков. — На то он и спальный район, что должен находиться дальше от центра.
— Для меня отдаленность — это больше плюс, чем минус, — говорит Юлия Шишватова. — Потому что тут очень тихо и спокойно.
Транспортная недоступность
Следствие отдалённости от центра — слабая транспортная доступность. В среднем поездка с микрорайона до центра города занимает 40 минут. С остановки «МЖСК» идёт только автобус №23, а с «Памятника моряка-амурцам» и «Депо-2» несколько, например, №8, №23, №35, №47. Тут же есть трамвайная остановка для маршрута №5.

— Ключевой момент, который касается отдалённых микрорайонов, — это доступность, — рассказывает урбанист Александр Колбин. — Нужно, чтобы до микрорайона можно было легко доехать и быстро уехать оттуда до работы. И речь идёт в первую очередь про хорошо развитый общественный транспорт. Часто у нас микрорайоны считаются падшими, мрачными, просто потому до них сложно добраться.

— Транспортная доступность немного хромает, — комментирует Егор Шаталов. — Автобусы №35 маршрута (особенно зимой) всегда идут битком. Трамваи — это тихий ужас, старые убитые и вечно ломаются. Есть конечно и более-менее современные, но их мало.
— Автобусы ездят только по Тихоокеанской, — замечает Диана Левина. — А там в час пик дикие пробки. Добираться до центра очень долго.
Внутренняя навигация
Внутри района тоже есть проблемы с навигацией. Во многих местах разрушены тротуары, по дворам приходится переходить на тропинках, некоторые подъёмы по дворам никак не адаптированы для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Например, пройти к «Леруа Мерлен» и «Самбери» жильцам района не так уж легко, на что они уже жаловались. Подняться до перехода к магазинам можно по грязной тропинке, либо по полуразрушенной лестнице.
— У нас очень много территорий, где не хватает нормальных тропинок, хороших тротуаров, — замечает Юлия Шишватова. Хотя в этом году этот вопрос немного уже решился. Но в некоторых местах приходится идти по траве, по грязи, особенно в дождь.
Судя по карте сервиса «2ГИС», на территории микрорайона есть всего 6 светофоров (в этом мы также убедились лично). В некоторых точках их не хватает, отмечают жители, например, на улице Быстринской.
— Недавно отремонтировали Быстринскую, в итоге машины стали ездить только быстрее, несмотря на ограничения скорости, — жалуется Анастасия Тинина. — Понаставили знаков «пешеходный переход», но даже «зебру» не нарисовали, не говоря уже о «лежачих полицейских» и светофорах. При этом вызывной светофор возле остановки «Завод Сплав» просто необходим. Тротуары тоже есть не везде, в плохую походу сложно ходить. Нужно помнить, что не все пешеходы — водитель, но все водители — так или иначе пешеходы.
— Конечно, как и для всех микрорайонов, всегда важна пешеходная инфраструктура, чтобы можно свободно прогуляться, — перечисляет урбанист Александр Колбин. — Должны быть магазины разной направленности, чтобы закрывать разные потребности, нужны также парки или скверы, чтобы отдохнуть. Важна и городская мебель, безопасность, наличие растительности.
Оценки жителей
Вот некоторые другие проблемы, которые отмечают жители:
— Слишком плотная застройка, массив однотипных домов угнетает, — говорит хабаровчанин Михаил Картушин.
— Много мусора в безлюдных местах, а на «Депо-2» таких мест куча, — говорит Дмитрий Голубев. — Хорошо, что школьники выходят на субботники иногда. Общественных туалетов в микрорайоне нет совсем.
— Из недостатков — пьянствующее местное население, — делится Олег Марычев. — Я очень рад, что данная тенденция уходит на задний план, а на передний уже вышел активный и здоровый образ жизни.
— В некоторых городах есть специальные установки с пакетиками, чтобы убираться за питомцами, — отмечает Юлия Шишватова. — Может нам стоит поставить их в микрорайоне там, где люди чаще всего гуляют с собаками. Потому что мне не нравятся, как люди не убирают за ними.
Урбанист Геннадий Чесноков предложил нам свой чек-лист с пунктами, которые в идеале должны быть в микрорайоне. Вот результат для «Депо-2»:
Школа
Магазины
Парикмахерская
Остановки
Поликлиника
Центр дошкольного образования
Фитнес-центр
Кафе
Взрослый досуговый центр
Детская площадка
Спортивная площадка
Парк
Отделение полиции
Места работы
Станция скорой помощи
Пожарная станция
Детский сад
Детская поликлиника
Итоги
Достоинства района:

Большое количество продуктовых магазинов, спокойная атмосфера, близость к Амуру, большое количество дворов, наличие нескольких школ и детских садов, двух гипермаркетов, зеленых насаждений.

Недостатки:

Транспортная недоступность, проблемы с внутренней навигацией, отсутствие общественных пространств, кофеен, общественных туалетов, мест для выгула собак, пандусов для людей с ограниченными возможностями здоровья, плохая освещённость, мусор в безлюдных местах, недостроенные здания.
Если суммировать потребительские модели поведения жителей, получим такую картину:

— Закупаются продуктами (а также лекарствами) жители чаще всего в пределах района: здесь достаточно вариантов мелких продуктовых, есть крупные гипермаркеты, несколько аптек;

— Жители нередко пользуются услугами доставки еды и часто выезжают за пределы микрорайона, если хотят перекусить не дома;

— Культурно отдыхать жители микрорайона предпочитают либо в центре города, либо в парке «Северный». Закупиться одеждой на всю семью в микрорайоне тоже вряд ли получится.

— Дети чаще всего играют в пределах своих дворов, где остались ещё советские площадки, а также появилось немало современных. Также здесь есть несколько секций дополнительного образования.

— У подростков и студентов нет мест для досуга, поэтому их можно заметить во дворах, где они провели своё детство, либо уже за пределами микрорайона;

— Взрослые отдыхают с детьми во дворах, реже — у памятника морякам-амурцам, ещё реже — в Парке мира;

— Ближайшая больница — №10 — находится недалеко, но доехать до неё с остановки «МЖСК» не получится, так что жителям некоторых домов приходится идти пешком;

— Если жители хотят поучаствовать в городском событии, им придётся выехать за пределы микрорайона: тусовок, вечеринок, праздников и других мероприятий (кроме некоторых календарных и детских) здесь нет;

— Собак жители выгуливают вдоль дворов, специальных мест здесь нет.

— До центра люди добираться на автобусах (чаще всего) и трамвае (реже).